Воспитание как социально-педагогический феномен

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. Другое определение воспитания в узком смысле (из лекции): воспитание — целенаправленный систематический процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на решение конкретных педагогических задач.

Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

Сущностные характеристики воспитания

Воспитание характеризуется следующими особенностями:
возникает под влиянием потребности общества в передаче от поколения к поколению накопленного жизненного опыта (знания, умения и навыки, традиции, правила);
носит исторический характер — т. е. по мере развития общества меняются цели, содержание, методика воспитания;
целенаправленность и планомерность процесса воспитания;
процесс двусторонний: ребенок не только объект, но и субъект воспитания;
целостность процесса воспитания — в процессе воспитания у ребенка формируются не отдельные качества, а личность в целом;
процессу воспитания свойственна скачкообразность: хотя качества личности формируются постепенно, их становление происходит в форме скачка;
процесс воспитания характеризуется многофакторностью;
длительность процесса воспитания;
воспитание — взаимосвязанный процесс индивидуализации и социализации личности.

Социализация — интеграция человека в общество, обретение социальных ролей. Индивидуализация — обретение индивидуальных качеств.

Сущность воспитания находит отражение в законах воспитания. Закон воспитания — объективно существующие, повторяющиеся существенные связи между предметами и явлениями в педагогическом процессе. Законы воспитания:
Единство целей, содержания, методов и результатов воспитания.
Взаимосвязь воспитания и развития личности.
Взаимосвязь воспитания и обучения.
Взаимосвязь между процессами воспитания и самовоспитания.
Взаимосвязь между степенью активности личности и результатами ее развития.